Самооценка: виды и уровни, коррекция самооценки

Под самооценкой имеют в виду оценивание человеком своих качеств, способностей и навыков, благодаря которым он взаимодействует с собой, окружающей средой и другими людьми. В психологии самооценка выступает как один из компонентов так называемой Я-концепции, то есть системы представлений человека о самом себе. Можно также сказать, что самооценка тесно связана с понятием отношения к себе, показывая, каким видит себя человек в собственных глазах и глазах окружающих. Благодаря этому, мы можем строить свое поведение, корректировать его или изменять, чтобы поддерживать оптимальный уровень психической активности для выполнения определенных задач и достижения поставленных целей.

Определить какова Ваша самооценка можно пройдя тест

Виды и уровни самооценки

Самооценка может быть двух видов адекватная и неадекватная. Когда про кого-либо говорят, что у него неадекватная самооценка, речь может идти о двух ее типах: она может быть чрезмерно завышенной или, напротив, заниженной. И то, и другое являются причиной конфликтных отношений человека с самим собой и его ближайшим окружением, мешая ему строить гармоничные отношения и жизнь в целом.

   Адекватная самооценка

Адекватная самооценка означает, что у личности нет выраженного расхождения между его реальными качествами и тем идеалом, который он себе создает в качестве ориентира, как и нет разрыва между тем, как он оценивает себя и проявляет это в своем поведении и отношениях с другими людьми. Например, если вы не умеете писать красивые картины и понимаете это, внутри вас может быть сообщение такого типа «Да, с картинами у меня не очень хорошо получается. Но если приложить усилия и попробовать еще раз, может выйти что-то приличное». Человек с адекватной самооценкой признает, что у него может что-то не очень хорошо получаться, но не отказывается от идеи добиться успеха, потому что верит в себя.

Противоположным образом ведет себя тот, у кого самооценка не вполне адекватна.

   Неадекватная самооценка

Наличие неадекватной самооценки опасно для людей тем, что разрушает их самих и отношения с окружением. В этом случае речь может идти о существенном занижении своих возможностей, отказе от успеха и любых попыток что-то изменить в своей жизни, потому что человек негативно воспринимает себя. Другой крайностью выступает ситуация, когда человек переоценивает свои возможности, пытаясь выполнить задачу, которая ему не по силам. Даже если его окружение тактично или в грубой прямолинейной форме говорит об этом, он такие слова попросту не воспринимает. Но не забывает, что за любые неудачи ответственность несет его окружение или обстоятельства, но только не он сам. Человек с неадекватно высокой самооценкой не понимает, что его цели и имеющиеся ресурсы по их достижению, мягко говоря, не соответствуют друг другу.

    Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Повышенная самооценка

Завышенная самооценка говорит о том, что у человека выражена склонность к переоценке своих способностей, качеств и возможностей для достижения целей. Например, сравнивая

свою внешность с внешностью других людей, он видит только то, что считает в себе безусловно красивым, а других воспринимает как уродцев. В плане интеллекта он стремится подчеркнуть свое умственное превосходство, считая остальных чуть ли не умственно отсталыми.

Корни завышенной самооценки идут из детства, когда родители и ближайшее окружение перехваливало ребенка. Каждый его шаг, каждое действие воспринималось взрослыми родственниками настолько восторженно, что, вырастая, такой ребенок иной оценки себя не приемлет. При этом для него ключевыми параметрами выпячивания самооценки становятся те аспекты, которые ему восхваляли взрослые: «Боже, какой красивый ребенок!», «Ты одеваешься лучше всех!», «У тебя прекрасные способности к чтению!» и т.д. При попадании в новые условия ребенок с завышенной самооценкой ожидает от других такого же отношения и, сталкиваясь с тем, что восторженного отношения не получает, как привык, испытывает разочарование, обиду и гнев.

Взрослый человек с завышенной самооценкой всегда подвергает сомнению достоинства и достижения других, склонен к их обесцениванию. Он крайне болезненно воспринимает тот факт, что в тех областях, которые считал своими главными преимуществами, есть кто-то, кто проявляет себя лучше него. В этом случае он склонен к ревности и зависти, постарается вначале сделать так, чтобы его действия и результат другие оценили как лучшие. Если же этого не происходит, эмоциональная реакция может варьировать от отказа действовать до разрушительной агрессии в отношении других. Особенно того, кто стал причиной его недовольства, вызвал в нем ощущение собственной несостоятельности.

Можно говорить об инфантильной завышенной самооценке, когда человек при неудаче старается причинить вред другому. Это сродни тому, когда ребенок, обнаружив, что игрушка другого малыша считается лучше, чем его собственная, постарается украсть эту игрушку или просто сломать. Завышенная самооценка обычно сочетается с высоким уровнем притязаний на фоне низких требований к себе и любовью быть в центре внимания. Такой человек очень чувствителен к тому, что можно назвать проявлением недостаточного уважения и внимания к его особе. Если он не получает желаемого, его поведения может стать вызывающим или агрессивным, он считает, что для достижения цели годятся любые средства. То, что он по объективным причинам не может ее добиться, воспринимается как козни окружающих, а не результат того, что ему самому не хватает знаний или необходимых для этого качеств и способностей.

При обвинении в чем-либо со стороны другого, индивид с завышенной самооценкой постарается действовать по принципу «Сам дурак», либо может сделать вид, что происходящее не имеет к нему никакого отношения, либо демонстрирует выраженное агрессивное поведение. Страх оказаться несостоятельным ввиду того, что их вина и ответственность будут доказаны, толкает таких людей на необдуманные поступки, о последствиях которых они будут жалеть, но никому этого не покажут. Поэтому про них можно сказать, что они отличаются импульсивностью.

При общении с противоположным полом они негативно реагируют на игнорирование тех своих качеств, которые они сами считают «коронными». Особенно это проявляется в отношении внешности. Если кто-то проигнорирует или не заметит каких-то изменений во внешнем виде такого нарцисса, то может легко превратиться в его заклятого врага. Например, одна избалованная дочь богатых родителей внезапно обнаружила, что парень, который ей очень нравился, считает красивой не ее, а девушку из другой группы. Она стала

одеваться очень ярко и вызывающе, делала тому парню разные намеки и добилась лишь того, что он в грубой форме отказался иметь с ней дело, назвав ее дешевкой. Обиженная девушка попросила знакомых ребят-спортсменов поговорить с тем парнем, а они перестарались, сломав ему руки и спину. После этого был такой же «разговор» с предполагаемой соперницей, которая попала в больницу со сломанным носом и сотрясением мозга. Итог: родители сумели вытащить свою дочь из этой истории без юридических последствий. Парень долгое время не мог ходить, девушке приходится ежегодно ложиться на лечение и профилактику от последствий сотрясения. Сокурсники, узнав о случившемся, устроили девушке такой бойкот, что ей пришлось писать заявление о переводе в другой вуз.

При столкновении с реальностью, когда они обнаруживают, что не обладают теми достоинствами, которыми так гордились, люди с завышенной самооценкой впадают в нешуточную депрессию. Они ощущают себя обманутыми и покинутыми: ведь падать с пьедестала высоко и больно.

    Заниженная самооценка

Низкая самооценка

Заниженная самооценка присуща людям, которых в детстве жестко опекали и контролировали каждое слово и действие. Взрослые в окружении таких детей отличаются повышенными требованиями к способностям ребенка, но не считаются с его возможностями. Они требуют от него безупречного выполнения порученных им действий, упрекая или ругая за малейшую неудачу. Все, что делается или говорится ребенком, комментируется в негативном ключе, затрагивая и его внешность, и его умственные качества, и его ближайшее окружение. Либо это может быть вызвано тем, что ребенка слишком плотно опекали: кормили с ложечки, чтобы не пролил на себя еду, одевали и обували, чтобы ему не пришлось мучиться с процессом одевания, т.п. Каждый раз при этом любящие родители подчеркивают: «Куда тебе самому, ты такой маленький и беспомощный!».

В семьях, где наблюдается атмосфера грубости и давления, если ребенок что-то роняет, это комментируется как «Откуда только руки растут!», «И в кого ты такой неуклюжий!», и.п. Ребенок со временем начинает осознавать, что все, что бы он ни делал или говорил, все это одинаково плохо. А раз так, значит, и он плохой. Значит, в нем нет ничего стоящего и хорошего, из-за чего его можно похвалить. Он научается быть как можно меньше и незаметнее, привлекать к себе как можно меньше внимания. Чтобы быстрее отделаться от других, он склонен согласиться со всеми их словами и действиями, лишь бы его побыстрее оставили в покое.

Например, когда такого ребенка просят нарисовать красивый цветок и на каждом его лепестке написать, как его хвалят или ласкают родители, таких слов у него оказывается удручающе мало. Обычно два-три, от силы четыре. Но если сравнить это с «цветком ругательств», то там может получиться целый цветник. Ребенок повторяет заученные от родителей слова о своей неуклюжести, некрасивой внешности, глупости, неумении что-то делать. Когда он становится взрослым, у него уже четко сформированная мотивация избегания неудач, т.е. он будет что-то делать не ради того, чтобы чего-то добиться, а ради того, чтобы его никто не ругал или не обвинял в чем-то.

Когда уже на взрослого человека направляется внимание других людей, это становится причиной сильнейшего психологического стресса. Он с ужасом понимает, что все вокруг

смотрят на него, и старается сделаться как можно меньше, вжаться в стул или кресло, скрыться за чьей-то спиной. Или просто сбежать, как Золушка с бала. Если вдруг кто-то делает ему комплимент или хвалит его за что-то, такие люди начинают вовсю оправдываться: «Вообще-то это не я, а Петя Иванов так придумал», «Сам бы я ни за что с этим не справился» и так далее в таком же духе.

Людям с заниженной самооценкой легко внушить чужие идеи, потому что все, что они привыкли думать о себе исключительно с позиций «снизу вверх». Начальник всегда прав, коллеги всегда лучше, вторая половина не может поступить неправильно. Один я такой глупый и никчемный, так что надо сказать всем «спасибо» за то, что направляют меня в нужном русле. Они часто становятся громоотводом при выяснении отношений, на них срываются все, кто не может дать отпор противнику посильнее. Неуверенность и страх таких людей буквально притягивают к ним агрессоров разного типа, оправдывая высказывание о провоцировании насилия самой жертвой. Мужчин могут ограбить или избить прямо на улице, выбрав из сотен проходящих мимо людей. Девушек могут подвергнуть сексуальному насилию, подсознательно чувствуя, что они побоятся давать отпор.

Индивид с заниженной самооценкой готов довольствоваться малым: он благодарен за то, что на него просто обращают внимание. Иногда его могут посещать суицидальные мысли – а что будет, если меня не станет? Пофантазировав и перебрав события собственной жизни, он приходит к неутешительному выводу, что его отсутствия никто даже не заметит. Имея низкий уровень притязаний и добившись в чем-то успеха, такой человек постарается тут же принизить его значение: «Да все так могут, что тут особенного?».

Он искренне удивляется, если кто-то проявляет к нему внимание или говорит о его достоинствах. Привыкнув жить в определенных рамках, он чувствует себя более уверенно. Рамки – это стабильность, а стабильность – это хорошо, особенно для такого, как он.

В отношениях с противоположным полом он старается выбрать партнера, который будет подчеркивать его низкую самооценку. Или будет действовать так, чтобы у партнера появилось основание принизить его, показать в который раз его худшие стороны. Он производит впечатление очень нелюдимого человека, потому что боится смотреть в глаза, ответить шуткой на шутку, сделать комплимент. Он считает, что не может самостоятельно что-то сделать и с удовольствием спустит на тормозах такой неприятный момент, когда нужно принять важное решение. Такой индивид заранее настроен на провал и воспринимает его чуть ли не как благо: это же доказательство того, что ему самому ничего нельзя делать, он не достоин такого доверия. Людей такого типа женят или выдают замуж, не спрашивая их согласия. Они удобны, потому что заранее на все согласны, лишь бы не брать на себя ответственность за выбор.

Структура самооценки

Самооценка личности

В структуре самооценки можно выделить два основных компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный компонент связан со знанием человека о себе, своих качествах, отношениях, способностях. Эта часть самооценки формируется в течение всей жизни, когда он что-то делает и получает обратную связь в виде результатов своей деятельности или реакции окружающих. При неадекватной самооценке когнитивный компонент выпячивает значимость и развитость одних сторон, уменьшая или вовсе игнорируя другие.

Эмоциональный компонент окрашивает субъективные переживания по поводу того, что говорит или делает человек, как он воспринимает свои планы, цели, последствия своих поступков. Эмоциональная часть самооценки может быть нестабильной в зависимости от того, что мы имеем на данный момент. Мы можем испытывать стыд или гордость, жалость или гнев на себя, если сделали что-то и получили определенный результат. Именно благодаря эмоциям, наше отношение к себе отличается неровностью, меняясь с плюса на минус и наоборот.

Отдельно можно выделить также поведенческий компонент, который показывает, как мы поступим, если наши знания о себе и отношение к этому знанию имеют тот или иной знак. Мы можем изменить свое поведение, если видим, что прежний его стиль мешает нам жить, или проигнорировать и ухудшить свое положение. Поведенческий компонент показывает, таким образом, нашу реальную готовность действовать, чтобы повлиять на собственную самооценку.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Самооценка – это сложное образование, формирование которого осуществляется на протяжении всей жизни человека. В какие-то моменты жизни нас обуревает гордость, а о каких-то других аспектах мы предпочли бы умолчать. Но, как на этом настаивают представители психодинамического направления, все, включая самооценку, берется из детства.

   Социальные факторы

К социальным факторам формирования самооценки в первую очередь относится семейное воспитание. Если родители склонны перехваливать ребенка, возвышать его над другими, обвиняя в неудачах других людей и обстоятельства, то вырастет индивид с неадекватно завышенной самооценкой. Напротив, если родители постоянно наказывают за любую неудачу, высмеивают страхи ребенка, сравнивают его с другими детьми и высказывают пожелания, чтобы у них не было такого жалкого неудачника, то это создает благоприятную почву для формирования комплекса неполноценности. Такой ребенок уже заранее знает, что он обречен на провал, поэтому никогда не станет проявлять инициативы, даже если знает, что ему по силам справиться с той или иной задачей. Он всегда будет занимать выжидательную пассивную позицию: вдруг кто-то догадается, что может это сделать?

В подростковом возрасте, когда начинает формироваться самосознание и рефлексия, подросток пытается найти ответ на вопрос: кто он и чем отличается от других? При адекватной самооценке он признает, что у него есть как достоинства, так и недостатки. Если эти недостатки не влияют в значительной мере на его жизнь, с ними можно смириться. Но у человека с неадекватной самооценкой дело обстоит иначе: при завышенной самооценке недостатки отрицаются или принижается их значимость, при заниженной самооценке происходит фокусировка только на них, с отказом признавать свои положительные качества.

Получая обратную связь от сверстников, подросток подпитывает ею свою самооценку, она становится, таким образом, почти полностью зависимой от мнения других. Адекватная самооценка отличается устойчивостью, неадекватная имеет очень переменчивый или выраженный ригидный характер. Здесь важно, чтобы кроме сверстников, у подростка был

также кто-то из авторитетных взрослых, кто мог бы «подправить» самооценку, покосившуюся от негативных оценок окружения.

   Личностные факторы

Помимо социального окружения, на формирование человека влияют его личностные особенности, обусловленные характером, темпераментом, способностями. Некоторые люди отличаются настолько высокой эмоциональной чувствительностью, что даже невинное замечание может спровоцировать у них слезы и обиду на долгие годы. Другие, напротив, могут даже не понять и не обратить внимания на слова окружающих.

Принято считать, что люди со слабым типом высшей нервной деятельности являются более восприимчивыми к словам и поступкам других людей, к собственным неудачам, которые способны надолго выбить их из колеи. Лица со склонностью к экстраверсии больше жаждут внимания и признания со стороны окружающих, их самооценка в большей степени зависит от обратной связи. Что касается интровертов, они больше склонны игнорировать слова и поступки других людей, считая, что необязательно оглядываться на их мнение.

Неуверенные люди легко поддаются влиянию других и готовы им угодить. Положительная обратная связь от окружения помогает им сохранять соответствующую самооценку. Индивиды с четкой жизненной позицией не обращают столько внимания на слова других, они больше ориентированы на личное мнение и внутреннюю систему ценностей. У них четкая система ценностей и шкала оценок, которые помогают им контролировать как свое, так и чужое поведение.

    Уровень притязаний

Как говорил Парацельс, только доза делает снадобье лекарством или ядом. Это особенно касается такого фактора, как уровень притязаний, то есть того, в какой мере и чего человек хочет добиться. Например, он от природы обладает полным отсутствием музыкального слуха и голоса, но обожает петь и мечтает стать знаменитым исполнителем. Ради достижения поставленной цели он пойдет на прослушивания к педагогам, которые вынесут вердикт, что ему придется пересмотреть свое желание: не попадает в ноты. Не говоря о том, что совершенно не умеет управлять голосом и у него это вряд ли получится. Индивид с завышенной самооценкой не смирится с этим и начнет изводить всех, требуя помочь ему найти того, кто согласится сделать из него «звезду». Личность с заниженной самооценкой, скорее всего, не сделает попыток пойти на прослушивание и будет тихо мечтать о славе, боясь признаться в этом самому себе. Даже если у него голос оперного певца, он не рискнет выступать перед другими.

Заниженная самооценка с низким уровнем притязаний делает из человека пассивного неудачника, а завышенная с высоким уровнем притязаний ведет к формированию невроза (как минимум). Однако, по мнению психологов, низкий уровень притязаний в целом имеет более неблагоприятный прогноз, потому что человек даже не пытается что-то предпринять. От его бездействия может пострадать как он сам, так и его ближайшее окружение.

Коррекция самооценки

Повышение самооценки

Человек с неадекватно завышенной самооценкой не обращает внимания на то, что ему говорят люди. Он не слышит, если ему говорят о его слабых знаниях, недостаточной

физической или моральной подготовке для работы в определенных сферах деятельности. Он считает себя чуть ли не идеалом, задача которого – давать верные инструкции всем остальным. Но, если в один день он обнаружит и осознает, что его поведение мешает ему жить, это уже можно считать шагом на пути к изменению себя.

Для этого может потребоваться помощь извне. Если случай не относится к запущенным, можно обойтись самоанализом и несколькими консультациями у психолога. Для начала стоит ответить на вопрос: как вы себя ведете в случае неудачи. Если вы чаще ругаете и обвиняете себя, ваше отношение к себе очень критично, и самооценка может быть нестабильной из-за такой привычки. Если вы считаете, что в ваших бедах виновато окружение и обстоятельства, а вы обычно поступаете правильно, тогда понятно – вы склонны завышать свою самооценку.

Критерием психологической зрелости человека является его готовность взять на себя ответственность за события в своей жизни. Если он признает, что в этом есть его личная ответственность, тогда мы имеем дело со взрослым, зрелым человеком.

Для людей с низкой самооценкой важно понимать, что они состоят не только из недостатков. Даже если объективно таковые и присутствуют, можно воспользоваться техникой рефрейминга, показывая положительные качества реальных или выдуманных недостатков. Например, в работе с группой для разогрева можно использовать упражнение «Хорошо-плохо». Первый участник говорит, что он проспал и это плохо, потому что он опоздал на работу. Второй участник продолжает его высказывание про опоздание, но с обратным знаком: хорошо, что он опоздал на работу, потому что в его отсутствие пропал какой-то важный документ, и с него никто не будет это спрашивать.

Не бывает так, чтобы везде и все было плохо. Поэтому, если вы решили самостоятельно проработать этот вопрос, ответьте себе: в каких сферах жизни у вас дело обстоит плохо и почему вы так считаете? Можно реализоваться в работе или семейной жизни, получать удовольствие от своего хобби, уровня знаний, удовлетворения от того, что делаешь каждый день. Если вы чувствуете, что вам надоело каждый раз выслушивать замечания руководства или коллег, работа не приносит никакой радости, может, имеет смысл поменять место работы? Многие люди, страдающие низкой самооценкой, способны годами заниматься тем, что терпеть не могут, оправдывая себя : сейчас всем приходится несладко. Зачем искать что-то новое, если все коллеги знают про мои недостатки и терпят меня? А как тогда быть с супругом или супругой, детьми и всеми остальными, не имеющими отношения к работе? Тоже терпеть? Или пусть они потерпят? Выделите те области, в которых вы удовлетворены и считаете себя более-менее успешным. Посмотрите, что у вас задействовано больше, и что представлено в меньшей степени. Что вам помогает или мешает достичь успеха? Что вы считаете критерием такового? Если вы чувствуете, что самостоятельно не справляетесь и ваши вопросы не находят внутри вас ответов, то вы можете задать вопросы авторам в комментариях к статье или записаться на бесплатную консультацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *